31 января 2017 г.

Скрапбукинг в России: откуда ноги растут и куда они нас ведут?

В этом году пошел второй десяток лет, как в нашей стране 31 января отмечают День скрапбукинга. Многие слышали об этом празднике и даже с удовольствием отмечают его, но далеко не все знают, откуда он пошел, и кто за ним стоит. Сегодня мы ликвидируем эту досадную оплошность и расскажем, как появилась на свет эта чудесная дата и кто к этому причастен.


Начнем с главного: наш «профессиональный» праздник отмечается 31 января, потому что именно в этот день в 2006 году на форуме «Осинка» была открыта тема о скрапбукинге. Через два года все, кто тусовался на тот момент в ней, решили объявить его Днем скрапбукинга в России. А теперь предыстория.

Сказка о волшебном слове «скрапбукинг»

Жила-была на свете девушка Катя. Она очень любила фотографии и альбомы. С самого детства девушка мечтала о таких «волшебных» альбомах, в которых кроме фотографий были бы рисунки, вырезки и подписи, рассказывающие историю события, отраженного на снимке, и о людях, запечатленных на них. Чтобы можно было, посмотрев этот альбом, снова окунуться в события и пережить эмоции того дня.

Первой попыткой сделать подобный проект стал альбом об отдыхе в Артеке. Он был совсем простым и состоял из фотографий, заголовков и подписей. К альбому прилагался личный дневник, в котором Катя фиксировала события дня. Чуть позже она сделала другой альбом – о поездке в Турцию, в нем были фотографии и акварельные рисунки, но не было заметок, о чем она теперь очень жалеет. «Мне всегда хотелось выйти за рамки альбома с пластиковыми кармашками, – вспоминает наша сегодняшняя героиня, – но тогда я не понимала, как это можно сделать и как все оформлять».

И вот в январе 2006 года в ветке «Открытки ручной работы» форума «Осинка», где она «сидела» под ником Катя Беликова, появилась новая форумчанка. Однажды она обронила в разговоре всего лишь два слова: cardmaking&scrapbooking. Но этого оказалось достаточно для того, чтобы жизнь Екатерины изменилась навсегда. Она заинтересовалась неизвестными ей доселе словами и, получив от форумчанки несколько ссылок на англоязычные сайты с подробным описанием этих творческих направлений, с головой окунулась в волшебный мир скрапбукинга.

«Меня настолько это заинтересовало, что последующие несколько дней я провела на просторах интернета в поисках интересующей меня информации, – рассказывает Катя в своем блоге. – К сожалению, в русскоязычном пространстве я не нашла ничего за исключением редких страничек на малышовых форумах. Но это были только странички без какой-либо дополнительной информации».

Англоязычные сайты поведали о том, что такое скрапбук. После этого Катя завязала личную переписку с Татьяной (Aries), проживавшей в Англии и осваивавшей скрапбукинг. Именно она была автором того открыточного поста, который пролил свет на суть альбомоделания. В тот момент Катя решила открыть тему на «Осинке» для того, чтобы общаться с единомышленниками.

«Я перевела несколько статей с одного американского сайта, выложила их в теме, и именно с неё всё закрутилось-завертелось, – вспоминает Екатерина. – Именно «Осинка» стала первой энциклопедией знаний о скрапбукинге на русском языке, я уверена в этом на 100%, так как не раз запускала поисковики и не находила ничего. Затем тысячи копи-пастов разлетелись по другим форумам. К сожалению, недавно первоисточник на «Осинке» был удален, поэтому я не могу дать на них ссылку».

Страничка из Катиного блога, размещена в посте от 2008 года. Круги вырезаны при помощи циркульного ножа, а большое фото при помощи тарелки. 
«Когда я узнала о скрапбукинге, моему малышу было около года, – рассказывает Катя. – Очень руки чесались сделать про него альбом, но я так боялась, хотела красиво, а материалов не было. Потом родился второй ребенок, я продолжала делать странички и копила идеи для альбомов «Мой малыш» для девочки и мальчика. Сегодня у меня уже трое детей, но при этом до сих пор нет ни одного альбома про первый год малыша! Но я делаю странички. И фото беру разные: и прошлых лет и вчерашние – все зависит от настроения. Я не заморачиваюсь. И вам всем желаю не заморачиваться, пусть будет больше страничек хороших и разных!»
Еще одна из ранних страничек Кати.
А теперь посмотрим современные работы.



А с этой работой Kate Harbar участвовала в конкурсе "Скрапбукер года 2016".



Монохромная страничка:



Сегодня Kate Harbar, которую на «Осинке» знали как Катя Беликова, является мамой троих детей и продолжает заниматься скрапбукингом. Работает в одной очень крупной компании специалистом ИТ и там никто не знает о её хобби. «Я делаю странички для себя, и мало кто знает об этом» - говорит она.

Наша сегодняшняя героиня– личность нетривиальная и интересы у нее разносторонние. До рождения третьего ребенка она, например, около года занималась фигурным катанием и теперь мечтает возобновить свое обучение. А до этого в ее жизни былпериод, когда она шила мишек Тедди. Подробнее о Kate Harbar, ее увлечениях, любимых стилях в скрапбукинге и о том, как она успевает поскрапить в большой семье, можно узнать из интервью в блоге «Расскажи историю», автором которого она является. А сегодня мы поговорим с ней о российском скрапбукинге.

- Катюш, с тех пор, как ты узнала о скрапбукинге, прошло 11 лет. Все это время ты скрапила? 

- Удивительное слово «скрапить»! Нет такого слова в русском языке, но мы все его употребляем и понимаем, что оно означает. И в нашу речь оно вошло после того, как скрапбукинг так лихо развернулся в России. Хотя, скорее всего, не скрапбукинг в том изначальном смысле, а вид хобби под названием «скрап». Потому что сейчас в нем смешано все: открытки, коробочки, предметы интерьера, папки для документов, заготовки альбомов под фотографии и многое другое, что можно хорошо продать. Так… что-то я не об этом …
Для меня лично скрапбукинг – это странички и альбомы с фотографиями, в которых есть какая-то история. По сути это дневники, где не только текст прошедшего дня, но еще и фотография и раскрашенные картинки.
Получается, что я 11 лет делаю странички об интересных моментах жизни моей семьи. Каждый год у меня разный темп, были времена, когда в год я делала по 1-2 странички, в последнее время стараюсь делать 1 страничку в месяц. Делала бы больше, но у меня физически не хватает времени и я могу заниматься этим творчеством только при дневном свете.

- Были ли у тебя периоды в жизни без скрапа? Чем они были вызваны?

- Да, был такой период. Я забросила все! Это было связано с моей третьей беременностью. Не хотелось ничего делать. Я просто лежала и смотрела сериалы. А потом, когда родился малыш, у меня не было времени и сил, у меня не было места, где я могла бы все разложить. 
Но иногда я ловила себя на мысли, что разглядываю его и мысленно радуюсь, что у меня есть бумага с точно такими же зайчиками, как на этом комбинезончике.
Я фотографировала его специально, чтобы сделать альбом от 0 до 1 года.
Пишу, а самой смешно. У меня трое детей и ни одного такого альбома. Некогда.

- Могла ли ты предположить в 2006 году, что скрап-движение в России получит столь мощное развитие? Что будут десятки, если не сотни, отечественных производителей скрап-материалов, что будут сотни тысяч, а может, и миллионы мастериц во всех уголках нашей огромной страны? Что будет несметное число челлендж-блогов и дизайнеров? 

- Наш мир так стремительно меняется, что я уже ничему не удивляюсь. Изначально, я хотела, чтобы у нас было столько же товаров для скрапбукинга, сколько в Америке. И мне хотелось, чтобы все умели делать альбомы и странички для всей семьи. Это должно было стать обычным явлением хранения фотографий. Ведь раньше у всех были семейные альбомы, а скрапбукинг предполагал, что это все остается, но только ярче и с историями.
И челлендж-блоги нужны для общения и разнообразия, ведь придумывать сюжет для странички веселее вместе. Когда-то мы были первые в России, это было весело.

- Могла ли ты предположить, что будут странички без заголовков и журналинга, но с обилием украшений? Что скрап станет на коммерческие рельсы?

- Я как-то упустила тот момент, когда странички пошли с обилием декора и делались не для «истории семьи», а для выплескивания эмоций, самовыражения, арттерапии.
Скрап – это чисто коммерческое хобби. Так как оно еще новое, не все знают, не все окучены, то это огромная ниша, где можно делать деньги.
Я хорошо помню период, когда магазины открывались как грибы после дождя, все хотели торговать материалами для скрапбукинга. Потом наелись, пришли крупные игроки и на этом уже не заработаешь. Поэтому все стали делать крутые штуки из бумаги, я так это назову, которые хорошо продаются. Но странички с историями не продаются, поэтому про них забыли.
Странички с обилием декора мне нравятся, там техники крутые, намешано много элементов, по цветовому сочетанию все здорово, я их тоже рассматриваю, но не понимаю, куда их? Зачем они?
Замечаю, что подобные странички делаются для попадания в ТОПы, в крутые ДК, для конкурсов с большими призами. Опять же не для себя, а для того, чтобы народ узнал нового крутого мастера и к нему бы потекли заказы рекой. Или скрап ради скрапа. 
Мне это не интересно.
Я уже сто раз писала, что я все делаю для себя в первую очередь, буду на старости лет рассматривать свои альбомы и вспоминать, как росли мои дети. Наш мир такой непредсказуемый, все меняется настолько быстро, что мне кажется, мои альбомы не сильно будут интересны моим детям. А внукам тем более, я даже не уверена, смогут ли они прочесть мои тексты, которые я пишу от руки. Через 2-3 поколения уже мало кто сможет читать рукописный текст. Это правда.

- Как ты относишься к тому, что происходит в современном скрап-мире? Радуют тебя происходящие перемены или огорчают? Или для тебя это не важно, главное, что ты сама скрапишь?

- Раньше, лет пять назад меня бесило. Бесило, что в скрапбукинг засунули открытки и другие штуки из бумаги. Сейчас я успокоилась. Я динозавр, я консерватор, а мир давно уже другой. Иногда мне смешно.
Вот один из моих последних комментов в междусобойчике «мне кажется, мы динозавры и вымерли, а сейчас просто возникла новая цивилизация скрапа, в которую входит все, и родилось новое течение формата 30х30, которое назвали страничками, и теперь там все выплескивают свои идеи, но пока это плохо продается». Это как раз на тему страничек с фотографиями из интернетов, но которые выражают эмоции автора и я, к сожалению, их не понимаю.
Для меня скрапбукинг не равно скрап. И для меня это история моей семьи, это личное.

- Для многих скраперов сейчас актуален вопрос взаимодействия с внешним миром: блог, социальные сети, инстаграм, youtube. Что выбираешь ты и почему?

- Я же динозавр. У меня есть свой палеонтологический музей. Я там общаюсь. Мне этого хватает.
Иногда я участвую в челленджах, но ради дополнительного пинка, чтобы положить еще одну историю в копилку.
У меня нет сил на все социальные сети. У меня нет столько времени.
Для меня скрапбукинг это хобби. 

- Каким ты видишь будущее русского скрапбукинга? И о каком будущем для него мечтаешь?

- Будущее зависит от тебя. Будущее – это мы. Будущее уже здесь.
Я не мечтаю о будущем скрапбукинга. У него все равно будут свои витки развития, я найду себе нужную орбиту и на ней останусь.
Зато меня радует, что в магазинах появилось много новых товаров, которые мне интересны.

- И в завершение – что бы ты пожелала всем российским скраперам в этот чудесный праздничный день?
- Скрапбукинг - это хобби, а хобби должно приносить удовольствие! Творите с удовольствием! Всем добра и здоровья!

Вот и завершился наш разговор с легендарной Катей Беликовой, а ныне Kate Harbar. Надеюсь, вам было интересно узнать,откуда ноги растут у российского скрапбукинга и куда они нас ведут) Спасибо за внимание! С вами была  скрап-журналист Наталья Ильиных (inata).


_______________________
Мы вконтакте:
Наши наборы Scrap kit можно купить тут:
+7 919-56-55667

12 комментариев:

  1. Девочки, всех с праздником! Спасибо за статью! Было очень интересно почитать с чего всё начиналось и поближе узнать Катю:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анастасия, за ваш отзыв! Рада, что было интересно узнать с чего и с кого начинался российский скрапбукинг!

      Удалить
  2. Всегда должен быть кто-то первый, кто скажет: "Вот, знакомьтесь - это скрапбукинг!"))
    Я свой первый почти скрап-альбом сделала, когда еще была подростком, потом был свадебный альбом - и да, кто бы мог подумать, что уже тогда это так называлось!)))) А сейчас очень рада, что есть целое сообщество, кто так же, как я, любит бумажки-истории-и прочее)
    Спасибо за пост - эту историю я уже знаю, и в блог к Катюше всегда захожу с удовольствием, но прочитала его с большим интересом!
    Девушки, с праздником!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, спасибо тебе за добрые слова! Все верно, кто-то должен быть первым) Нам повезло, что это была Катя и что она скрапит до сих пор!
      А на счет того, что скрап-альбомы были и раньше - все верно! Взять хотя бы дембельские альбомы. Просто называлось это по-другому, материалы использовались иные, но суть-то была та же: сохранение истории в фотографиях. И это здорово!

      Удалить
  3. "Я же динозавр. У меня есть свой палеонтологический музей" 😂 Катя, ты бесподобна! Всех с праздником!

    ОтветитьУдалить
  4. Катя, хочу в твой музей! Там есть экскурсии?))
    Спасибо за интервью, хорошо помню эту ветку и как читала ее запоем и развивалась с вами, хотя вы ушли вперед, в блоги, в задания, даже в первые скрап войны, но я еще этого не знала. О какой мир ты мне открыла! Иногда мне кажется я всегда буду в нем) Спасибо!
    И праздником!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара, вам повезло стоять у истоков - это очень здорово! Хорошо, что есть скрап, и вы до сих пор в нем!

      Удалить
  5. Катя, спасибо за открытие скрапбукинга для всех нас, русскоязычных..!!!
    Я такой же мастодонт, вероятно, как и ты, потому что для меня и сейчас по прошествии стольких лет главным в скрапе остается сохранение истории для себя. Да, странички с милыми домашними фотографиями - это основа основ, жаль, что об этом забывают))
    Так хочется, чтобы мир скрапа все же оставался миром замечательного хобби, а не коммерции на всем и вся...
    С праздником!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, да, действительно хочется больше хобби и меньше коммерции. Чтобы скрапбукинг в погоне за успешными продажами не терял свою суть. Я думаю, пока есть такие люди, как вы, катя Беликова, русский скрап как хобби точно будет жить.

      Удалить
  6. Спасибо, Катя!!
    Я очень хорошо помню эти две странички! С пузырями засматривала до дыр и думала - мне так никогда не суметь :))

    ОтветитьУдалить
  7. Девочки! Спасибо большое! Мне так приятно!

    ОтветитьУдалить